Главная Результаты анализа Анализ отечественных проектов Российский бюджет уходит в трубу. В прямом смысле слова.

Российский бюджет уходит в трубу. В прямом смысле слова.

E-mail Печать PDF

Российский бюджет уходит в трубу. В прямом смысле слова.

Публикуем разбор статьи некоего Михайлова Алексея Юрьевича, выполненный комрадом estotro. Благодарим комрада за интересный и грамотный разбор статьи. Сама статья была опубликована в газете Ведомости, которая уже засветилась у нас недавно (Россия vs Бразилия ч1, Россия vs Бразилия ч2).


 

О чем это говорит г-н Манилов Медведев? Модернизация?

 

Вот куда тратятся и будут тратиться деньги в ближайшее время:

  • Нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий Океан (ВСТО) — только что запущен В. Путиным, стоимость 12,2 млрд.долл. Нефтепровод ВСТО-2 — запуск в 2011,еще 5 млрд.долл.
  • Нефтепровод Западная Сибирь-Китай, ведутся переговоры (зачем было строить ВСТО?)
  • Газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток, строительство начато в 2009, 1я очередь к 2012. Общая стоимость 2 очередей — 11 млрд.долл.
  • Газопровод Северный поток, Норд Стрим, начало строительства 2010, 7,4 млрд.евро
  • Газопровод Южный поток, 2011-2015, 25 млрд.евро
  • Газопровод Якутия-Хабаровск-Владивосток, стоимость должна быть астрономическая Вообще вся Восточная газовая программа — 2,7 трлн.р., около 90 млрд.долл.

Нефтепровод Западная Сибирь-Китай - это что-то из домыслов автора. В настоящее время в стадии строительства находится отвод от ВСТО на Китай (67 км до границы с Китаем), оценочной стоимостью 600 млн.долл [1]. Реализация этого ответвления не противоречит цели строительства ВСТО (выход на рынки стран азиатско-тихоокеанского региона), а дополняет ее, т.к. из порта Козьмино нефть может идти на экспорт не только в Китай, но и в Японию, Сингапур и другие страны.

Стоимость Восточной газовой программы, утвержденной Минэнерго – 2,4 трлн.р до 2030г., в нее входит как развитие добычи, так и строительство инфраструктуры транспорта и хранения газа, а также газификация регионов.

Стоимость Южного потока еще не определена, т.к. не выбрана окончательно трасса и не разработан проект, так что заявленные 25 млрд. евро – популизм.

Понятие «астрономическая стоимость» для инвестиционного проекта считаю абстракцией, необходимо сравнивать с объектами-аналогами, учитывая множество факторов (условия строительства, удаленность поставщиков оборудования и материалов, возможности привлечения квалифицированной рабочей силы и т.д.) и рассчитывать экономическую эффективность.

 

Перечислены не все, а только самые амбициозные планы по строительству трубопроводов.
ВСЕ эти трубы очень дороги в строительстве — стоимость 1 км вдвое и более дороже нормативов. ВСЕ эти трубы очень дороги в эксплуатации — затраты на прокачку по ним будут выше существующих, иногда в разы.

 

А вот это уже интересно, автор утверждает, что стоимость строительства 1 км вдвое и более дороже нормативов. Каких нормативов, кто их устанавливал? Ссылку в студию. У восточносибирских трубопроводных проектов нет аналогов: кто еще строил подобные трубы в мерзлоте, безлюдной тайге, в отрыве от баз снабжения?
Насчет затрат на прокачку, тоже хотелось бы увидеть подтверждение в виде сравнительной оценки. Кстати, хочу напомнить, что трубопроводный транспорт является самым дешевым видом транспорта, а стоимость тарифов Транснефти самая низкая в мире.

 

Что там поворот сибирских рек советской властью! Ерунда...

 

Часть этих проектов отчаянно бессмысленна. Трубу Сахалин-Владик просто нечем наполнять, газа на Сахалине добывается в разы меньше, чем мощность этой трубы и инвесторы очень не заинтересованы отправлять его в эту трубу — они только что запустили завод по сжижению газа прямо на Сахалине (кстати Д. Медведев открывал) и имеют долгосрочные контракты на поставки сжиженного газа. Проект, спешно делается для того, чтобы обеспечить газом саммит АТЭС-2012 (спец.ветка на о.Русский, где жили ранее 2 десятка семей рыбаков, а сейчас и их выселяют — больше 100 км., т.е. в районе полмиллиарда долларов). Чтоб хотя бы окупить его — нужен газ Якутии, труба из Якутии, т.е. затраты еще в десятки миллиардов...

 

«Трубу Сахалин-Владик просто нечем наполнять». Если будет создана инфраструктура, то за счет доразведки месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока можно будет нарастить ресурсную базу, поскольку будет решен вопрос транспортировки потенциального сырья.

Не говоря уже о разработке и освоении новых технологий нефтегазового машиностроения, заказах для трубной промышленности, развитии и газификации отдаленных районов, рабочих местах в строительстве и эксплуатации, пополнении бюджетов регионов т.д.

 

А вот здесь[по ссылке Гарри Каспаров сомневается в целесообразности... :)] - сомнения по поводу целесообразности Северного Потока. Кроме инвестиционных и экологических рисков, еще и тариф за транзит здесь оказывается ВДВОЕ выше, чем при транзите через Украину...

 

Посмотрим чуть ближе — в качестве примера — на один из этих проектов — только что запущенный ВСТО-1. История этого проекта потрясает своей очевидностью.

М.Ходорковский предложил построить трубу из Западной Сибири в Китай. За 4 млрд.долл. Но победил проект перегонки газа через весь Дальний Восток — к Тихому Океану, стоимостью в 6,7 млрд.долл (2004 год). Потом в 2006 личным решением В. Путина труба была вынесена за пределы водосборной зоны Байкала, а потом оказалось, что надо еще и сейсмические зоны обойти — труба ушла далеко на север, а стоимость увеличилась до 11,2 млрд.долл. (вот что такое — широкий жест! Последнее с себя снимем, но 5 млрд.долл. — закопаем!). Потом (2007) труба подорожала до 12,2 млрд.долл. (только первая очередь).

Но труба-то только до Сковородино. Далее — первалка на железную дорогу и цистернами до порта Козьмино. Достройка трубы ВСТО-2 до Козьмино — еще 5млрд.долл. А еще китайцы за свой счет должны построить 1000 км трубы от Сковородино в Китай (кризис! пришлось согласиться, китайцы кредит дали в 25 млрд.долл. — 15 Роснефти и 10 — Транснефти).

И, наконец, апофеозом всей истории стали переговоры Миллера в 2009-2010 о прямой трубе в Китай из Ангарска - просто проект Ходорковского. И зачем огород городили? Повысив стоимость проекта в 5 раз и потеряв 5 лет? Посмотрите на карту, любой школьник поймет какая труба короче, а значит выгоднее...?

 

Автор не имеет понятия о различии нефте- и газопроводов. Зачем-то смешивает планы Ходорковского (нефтепровод) и Миллера (газопровод), которые, к тому же, обеспечиваются и разной сырьевой базой. К концу абзаца мысль окончательно теряется и уже не понятно, какая взаимосвязь между проектом нефтепровода предложенным ЮКОСом и проектируемым газопроводом «Алтай» из Западной Сибири в Китай (о котором вел переговоры Газпром).

 

Но строительство — только полбеды. ВСТО призван не столько гнать нефть западной сибири на восток, сколько развивать восточносибирские месторождения, принадлежащие в основном Роснефти (еще часть Сургутнефтегазу и совсем немного ТНК-ВР). Какая сейчас цена на нефть? От 70 до 80 долл./барр? А почем будет себестоимость восточносибирской нефти? По заявлению С. Богданчикова — 80 долл с транспортировкой только ДО ВСТО. А сколько стоит прокачка по ВСТО? еще минимум 8 долл. (тариф утвержден в дек.2009). Получается себестоимость нефти в Козьмино под 90? И в чем смысл всей операции? Нету? Сейчас будет!

 

И начинаются чудеса. Все месторождения Восточной Сибири освобождаются от таможенных пошлин (а это — до 30% стоимости нефти). Только в этом году Роснефть получит за счет налогоплательщиков 400 млн.долл. на этих льготах. В 2010 — миллиарды. Тариф на прокачку по ВСТО занижается, т.е. фактически транспорт оплачивается за счет других компаний и направлений прокачки. Надо же сделать проект рентабельным. И вот принимается решение о повышении тарифов на прокачку ВСЕХ нефтепроводов Транснефти в 2010 году на 16%. Сколько чудес нас еще ждет здесь?

 

Все эти проекты не имеют НИКАКОГО отношения к деньгам налогоплательщиков, это инвестиции компаний, которые будут возвращены за счет будущих прибылей.

 

И кто платит за все это? Налогоплательщик. Например, для москвичей тарифы на коммуналку повышаются с 1 января 2010 года на 20-25%. В других регионах, наверное, также (кроме Приморского края). А еще цены на бензин у нас никак не связаны с падением мировых цен на нефть. Не из нее наш бензин, наверное. С Новым Годом, товарищи!  

 

ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО НАМ НУЖНО? (ответ не требуется, это не вопрос, а крик души)

Вы думаете при таком громадье планов прокладки труб и таком расточительном политическом подходе к строительству и эксплуатации их — останутся деньги на какую-то там модернизацию? Я напомню, что бюджет не резиновый. И впереди — выборы. А значит повышение социальных расходов. А еще Олимпиада-2014 (сколько там 12 или 14 млрд.долл? Неважно, по факту все равно будет больше) и АТЭК-2012 (бюджет в дек.2009 увеличен вдвое — почти до 20 млрд.долл., в основном, правда из внебюджетных источников, например за счет роста тарифов на прокачку нефти, повышения оптовых цен на газ для оплаты инвестпрограммы Газпрома, бюджетных льгот Роснефти и т.п.).

В общем наше дело — не модернизация. Наше дело — труба.

 

Повторяю, трубопроводные проекты не имеют отношения к бюджету государства.

Ориентация России на Восток со своими ресурсами – вовсе не в интересах Западной Европы и США, поэтому, чем яростнее нападки «независимых» аналитиков и консультантов на нефте- и газопроводные проекты, тем больше уверенности в верности принятых решений. Кроме того именно в Азии устойчиво растет спрос на энергоресурсы, да и для государственной безопасности неплохо иметь альтернативного потребителя.

Итак, вызывает сомнение объективность оценки автором Восточносибирских и Дальневосточных проектов по транспортировке углеводородного сырья и, в частности, проекта ВСТО, также автор не обладает достаточной технической компетенцией, чтобы отличить нефтепровод от газопровода.

Подводя итог, хочу отметить, что, не смотря на критику, 1-ая очередь нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» введена в эксплуатацию 28 декабря 2009 года и порт Козьмино за 1 месяц работы перевалил 1 млн.т. нефти [2]. Что открывает новую статью поступлений в бюджет и позволит руководству страны иметь более аргументированную позицию на переговорах с Европейскими партнерами по поставкам нефти.

[1] - http://www.transneft.ru/news/newsitem/?id=7071

[2] - http://www.transneft.ru/news/newsitem/?id=9537&category=3838

( 10 Оценки )


AddThis Social Bookmark Button
Обновлено 28.03.2010 08:58  

Добавить комментарий

Пожалуйста, будьте уважительны и сдержаны в комментариях, соблюдайте Российское законодательство.
Спам, флуд, реклама - будут безжалостно удаляться.


Защитный код
Обновить

Новости мировой и Российской экономики

В следующие 3 года MasterCard ожидает замедления темпов…

Вторая по величине платежная система в США - MasterCard -…

Пекин решил стимулировать рост ВВП за счёт "более…

Власти Китая пообещали проводить "более решительную"…

С января 2015 года Минфин потратил 900 миллиардов рублей из…

С января по август 2015 года Министерство финансов России…

Инфляция в России за 8 месяцев 2015 года достигла…

Инфляция в России с 1 по 7 сентября составила 0,2 процента,…

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00

Горячие новости

Metrika

Яндекс.Метрика