Главная Банковское дело Банковский менеджмент и банковский надзор на Украине

Банковский менеджмент и банковский надзор на Украине

Индекс материала
Банковский менеджмент и банковский надзор на Украине
Управление банком
Финансовое и бюджетное планирование в коммерческом банке
Бюджет банка – комплекс лимитов по всем статьям
Стратегическое управление банковской деятельностью на Украине
Организация управления рисками в банковском менеджменте
Основные принципы системы банковского надзора и регулирования в Украине
Понятие и функции банковского надзора
Базельские основные принципы эффективного банковского надзора
25 основных принципов банковского надзора
Пруденциальный надзор за деятельностью банков
Выездная инспекционная проверка
Комплексная оценка НБУ деятельности банков
Все страницы

БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И БАНКОВСКИЙ НАДЗОР


1.1. Современное банковское дело принадлежит до одной из наиболее динамичных сфер экономики. Техническая революция, усиление конкурентной борьбы, обвальная инфляция, экономические кризисы привели к повышению рисковости банковской деятельности. На настоящем этапе развития банковской системы главная задача состоит в поиске реальных путей минимизации рисков и получения достаточной прибыли для сохранности средств вкладчиков и поддержания жизнедеятельности банка. Успешное решение этой сложной проблемы требует использования многих методов, приемов, способов, систем и разработки новых подходов к управлению коммерческим банком, которые объединенные понятием менеджмента.

В общем понимании менеджмент – это наука о наиболее рациональной системе организации и управления определенными видами деятельности.

Под менеджментом понимают как систему управления финансовыми и организационными сферами деятельности, так и управленческим персоналом, который осуществляет управление.

Во всем мире менеджмент рассматривается как один из важнейших факторов повышения эффективности деятельности. В условиях жесткой конкуренции, которая сопровождает развитие рыночной экономики, необходимо постоянно совершенствовать системы и формы управления, быстро овладевать накопленными в теории и практике знаниями, находить новые неординарные решения в динамической ситуации. Лишь такой подход к управлению обеспечивает выигрыш в конкурентной среде или, по крайней мере, нормальные условия развития организации.

Банковская деятельность в современном мире – одна из наиболее конкурентных, поэтому успех и жизнедеятельность банка существенным образом определяются его менеджментом.

1.2. Банковский менеджмент имеет определенную специфику, обусловленную характером и особенностями осуществления банковских операций.

Банк выполняет разнообразные финансовые функции относительно любого предприятия в экономике, а также является проводником монетарной политики государства. Банки хранят и распоряжаются общественным капиталом и поэтому должны нести ответственность перед собственниками за хранение денежных средств. Специфической особенностью банковской деятельности является то, что банки работают преимущественно с чужими деньгами, которые временно аккумулированы на их счетах. Поэтому надежность отдельного банка и банковской системы в целом рассматривается как необходимое условие их деятельности.

Тем не менее банки – это не благотворительные организации. Прибыльность выступает главным показателем эффективности работы любого банка, а уровень надежности определяется размером совокупного риска, с которым сталкивается конкретный банк. Именно эти категории – прибыль и риск – рассматриваются как основные критерии оценки уровня банковского менеджмента.

Банковский менеджмент – это наука о надежных и эффективных системах управления всеми процессами и отношениями, которые характеризуют деятельность банка. Увеличение прибыльности и снижение риска – это два основных направления банковского менеджмента. Под процессами и отношениями понимают всю совокупность финансовых, экономических, организационных и социальных сфер банковской деятельности.

В понятие «коммерческий банк» вкладывается широкий смысл, поэтому объекты управления и исследования конкретизируются так: капитал; привлеченные и заемные ресурсы; активы; финансовый инструментарий; методология; организационные структуры; банковские продукты; персонал; информационные потоки; внутрибанковские операции; материально-техническая база; учет и отчетность; финансовые результаты и налоги; безопасность; связи с общественностью, другие .

Субъект управления – это ответственное лицо или группа лиц, которые имеют право принимать управленческие решения и несут ответственность за эффективность осуществляемого процесса управления банком. В коммерческом банке субъектами управления являются члены Правления банка, члены Совета директоров банка, лица, которые занимают руководящие должности (руководство), команда менеджеров, которые непосредственно осуществляют процесс управления. Все субъекты управления часто объединяют под одним названием менеджеры банка.

1.3. Банковский менеджмент, как и каждая наука, базируется на определенных принципах и направлен на выполнение конкретных функций с помощью инструментария с целью достижения поставленных целей.

Менеджмент характеризуется принципами, которые являются общими для всех сфер деятельности:

• направленность субъекта управления на достижение конкретных целей;

• единство цели, результата и средств его достижения;

• комплексность процесса управления, которая включает планирование, анализ, регулирование и контроль;

• единство стратегического (перспективного) и тактического (текущего) планирования для обеспечения непрерывности соответствующего процесса;

• контроль за принятыми управленческими решениями как важнейший фактор их реализации;

• материальное и моральное стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива и любого его члена в частности;

• гибкость организационной структуры управления, которая дает возможность решать функциональные и управленческие задачи.

1.4. В соответствии с классической теорией управления определяют четыре основных функции менеджмента:

- анализ информационных потоков;

- планирование; урегулирование;

- контроль.

Анализ охватывает всю совокупность факторов, которые определяют условия функционирования банка в текущем периоде и в будущем. Результатом аналитической работы может стать качественная информация, на основании которой осуществлялись бы другие функции менеджмента.

Планирование деятельности рассматривается как центральное звено всего процесса управления банком и главная функция менеджмента.

Под регулированием понимают процесс оперативного управления, то есть принятие текущих управленческих решений.

Функция контроля состоит в проверке выполнения принятых управленческих решений и обеспечивает возможность непрерывного осуществления процесса управления банком. Необходимым условием эффективности контролирующей функции является целесообразное и оправданное объединение разных видов контроля.

Инструментарий банковского менеджмента включает совокупность методов, приемов, средств и форм достижения целей и выполнения задач, которые поставлены перед банковским учреждением.

Методы управления – это средства влияния на объект управления с целью достижения определенных целей.

Методы управления разделяют на экономические, административные, социально-психологические, правовые.

В процессе управления банком прибегают к различным средствам влияния на объект управления, выбор которых зависит от специфики той или другой сферы банковской деятельности. Одним из главных средств управления являются процентные ставки (как по депозитам, так и по кредитам), а также: валютные курсы; уровень доходности ценных бумаг; способы выдачи и погашения кредитов; уровень обслуживания клиентов; реклама и т.п..

1.5. Выбор конкретных инструментов банковского менеджмента прежде всего определяется теми целями, которые формулируются в процессе управления.

Цели и задачи, которых стремится достичь банк, предопределяют

формирование стратегии, тактики и определяют эффективность менеджмента. Определение главной цели не исключает существования множества других целей и задач в разных сферах управления банком .

Главная цель деятельности банковского учреждения, как и любого коммерческого предприятия, состоит в получении прибыли. Но перечень задач, которые возникают перед банковским менеджментом и требуют эффективного решения, намного более широкий, чем только максимизация прибыли.

Задачи банковского менеджмента:

- обеспечение прибыльной деятельности;

- удовлетворение потребностей клиентов в структуре и качестве предлагаемых банком услуг;

- наличие адекватных систем контроля за уровнем банковских рисков;

- создание эффективной организационной структуры банка;

- организация работы систем контроля, аудита, безопасности, информационных и других систем, которые обеспечивают жизнедеятельность банка;

- создание условий для набора квалифицированных сотрудников и полной реализации их потенциальных возможностей;

- создание систем подготовки, переподготовки и расстановки кадров;

- обеспечение условий для осуществления качественного и последовательного управления банком;

- создание условий для повышения культуры сотрудников, наличия общих ценностей, обеспечение морального климата в коллективе.

Эффективность процесса управления зависит от способности предугадать будущее, мыслить на перспективу и постоянно контролировать риски. Определяющими являются также качество подготовки и уровень профессионализма, компетентности всего персонала банка.

Банковский менеджмент по направлениям деятельности разделяют на - финансовый и организационный.

Первое направление охватывает вопросы, связанные с управлением финансовыми процессами, которые находятся в компетенции банка.

Второе направление деятельности касается проблем и управления коллективом, создания организационных структур и систем обеспечения деятельности банка.



 

Новости мировой и Российской экономики

В следующие 3 года MasterCard ожидает замедления темпов…

Вторая по величине платежная система в США - MasterCard -…

Пекин решил стимулировать рост ВВП за счёт "более…

Власти Китая пообещали проводить "более решительную"…

С января 2015 года Минфин потратил 900 миллиардов рублей из…

С января по август 2015 года Министерство финансов России…

Инфляция в России за 8 месяцев 2015 года достигла…

Инфляция в России с 1 по 7 сентября составила 0,2 процента,…

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00

Горячие новости

Metrika

Яндекс.Метрика