Главная Геополитика Международные пространства будущего или новый этап международных отношений

Международные пространства будущего или новый этап международных отношений

E-mail Печать PDF
Индекс материала
Международные пространства будущего или новый этап международных отношений
Открытое море
Международное пространство морского дна
Международное воздушное пространство
Международное космическое пространство
Киберпространство
Милитаризация
Проблемы международных пространств
Организация по управлению международными пространствами
Безвоенный статус международных пространств
Социально-экономический блок
Ядерное нераспространение и экономическое развитие
Арктика
Как реформировать управление международными пространствами?
Пример безопасности: чего не хватает НАТО и ДЕБ?
Модель реформы. Инициатива России
Выгодно ли это России? Общие преимущества
Все страницы

Международные пространства будущего или новый этап международных отношений

 

Положения международного права

Что такое международное пространство? Это территория с международным режимом, на которой не установлен суверенитет какого-либо государства, и которая является открытой для использования всеми государствами в соответствии с международно-правовыми нормами. К таким территориям относятся:

• открытое море,

• воздушное пространство над ним, а также над исключительной экономической зоной государств,

• дно морей и океанов за пределами национальных юрисдикций,

• космос, включая небесные тела

• Антарктика и воздушное пространство над ней

Также есть территории, которые обладают смешанным статусом: над ними осуществляют полный или целевой суверенитет отдельные государства, но в то же время они открыты для международного использования. К числу таковых относятся:

• международные реки (к примеру, Дунай)

• международные каналы (Суэцкий, Панамский, Кильский),

• международные проливы (Гибралтарский, Малаккский, Мессинский, Магелланов и др.),

• исключительная экономическая зона государств,

• континентальный шельф

Теперь стоит рассмотреть их более подробно.

Международное морское пространство

Правовая база

Современная правовая база использования международного морского пространства, в основном, связана с Женевскими Конвенциями ООН по морскому праву 1958 и 1960 гг. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Выделяется и ряд других нормативных актов:

• Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.

• Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.

• Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.

• ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды 1969 г.,

• по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.

А также многосторонние и двусторонние договоры, такие как:

• Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г.,

• Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана 1992 г.,

• Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря 1994 г.

Один из последних примеров - подписанный в 2010 г. Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане между Россией и Норвегией. Стоит отметить, что переговоры по нему велись с 1970 г.

Анализ понятия

Наиболее естественной границей между государствами, как территориями, является вода - подобное разделение принято с древних времен. Сейчас, конечно, административные границы далеко не всегда совпадают с этим условием, однако то, что называется мировым океаном, в целом, не утратило этого своего если не статуса, то представления о нем, как о некоем едином международном пространстве.

Еси разбираться более конкретно, то на данный момент в международном праве действуют следующие определения и положения.

Территориальное море

Государства, имеющие выход к морю, пользуются безусловным суверенитетом над территориальным морем и внутренними морскими водами. Ширина территориального моря, согласно нормам международного права, не должна превышать 12 морских миль. То есть она должна быть не больше этого расстояния, но может быть меньше. К примеру, в России территориальное море составляет 12 морских миль, равно как и во Франции, Индии и др. странах; тогда как в США - 3 морских мили.

Внутренние морские воды

Находятся как бы внутри территориального моря, вдаются в сухопутную территорию государства. Учитывая, что длина территориального моря отчитывается от разных точек (вдающиеся в море мысы, линия наибольшего отлива и т.д.), то внутренние морские воды находятся между береговой линией и этими точками. К примеру, если представить, что государство отсчитывает свое территориальное море от полуострова, вдающегося в море, то внутренние морские воды будут расположены между континентальным берегом и крайней точкой этого полуострова.

Прилежащие воды

Около 24 морских миль, рассчитанных по формуле: 12 миль территориального моря плюс еще 12 миль. Здесь государства проводят свою иммиграционную, санитарную, таможенную и экологическую политику, соответственно прилежащие воды могут быть этих четырех видов.

Исключительная экономическая зона (далее ИЭЗ)

Составляет не более 200 морских миль от тех же линий, от которых отсчитывается территориальное море. Государство обладает здесь суверенными правами разработки живых и ископаемых ресурсов. В таблице 1 приведены данные по площади ИЭЗ разных стран.

Таблица 1

Страна

Площадь ИЭЗ

тыс. км2

США

11 351

Франция

11 035

Австралия

8 148

Россия

7 566

Канада

5 599*

Япония

4 479

Новая Зеландия

4 084

Великобритания

3 974

Бразилия

3 661

Чили

2 018

Португалия

1 727

Индия

1 642

Мадагаскар

1 225

Аргентина

1 159

Китай

877

Континентальный шельф

Возможны разные подходы к его определению, и яркой иллюстрацией имеющихся разногласий служит спор арктических государств, в который вовлечена и Россия. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. дает следующие возможности:

• континентальный шельф составляет не более 200 морских миль от тех же линий, от которых отсчитывается территориальное море, т.е. совпадает с ИЭЗ. Это выгодно государствам, когда подводная длина материка менее ИЭЗ.

• Если же она более ИЭЗ, то протяженность континентального шельфа не должна составлять более 350 морских миль от линий, от которых отсчитывается территориальное море, и не более 100 морских миль от отметки глубин в 2500 метров.

За разработку континентального шельфа государства должны уплачивать определенные взносы в Международный орган по морскому дну, начиная с 6-го года проведения работ. Эти взносы Международный орган должен распределять между государствами - участниками Конвенции ООН.



Обновлено 23.04.2013 16:44  

Новости мировой и Российской экономики

В следующие 3 года MasterCard ожидает замедления темпов…

Вторая по величине платежная система в США - MasterCard -…

Пекин решил стимулировать рост ВВП за счёт "более…

Власти Китая пообещали проводить "более решительную"…

С января 2015 года Минфин потратил 900 миллиардов рублей из…

С января по август 2015 года Министерство финансов России…

Инфляция в России за 8 месяцев 2015 года достигла…

Инфляция в России с 1 по 7 сентября составила 0,2 процента,…

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00

Горячие новости

Metrika

Яндекс.Метрика